Актуальное
Как погибал «Ленфильм»
Киностудию с мировым именем довели до полного краха

В этой статье «Преступная Россия» расскажет, как старейшая киностудия «Ленфильм» пришла в полное запустение и разрушение.

Уволив в начале 1990-х основные творческие кадры и потеряв госзаказ, «Ленфильм» начинает буквально растворяться в воздухе. В 2005 году была распродана половина имущественного комплекса «Ленфильма», и он был преобразован в акционерное общество со 100% долей государства. Постепенно с баланса компании исчезают базы отдыха, недостроенный пионерлагерь, теннисные корты, гараж; в частной собственности оказывается теперь уже бывший третий павильон и даже цех декоративно-технических сооружений (там теперь магазин «Перекрёсток»).

В 2012 году была предпринята попытка возродить студию: назначили нового генерального директора Эдуарда Пичугина, работавшего долгое время в секторе управления финансами и недвижимостью питерской структуры кино, и даже под гарантию государства банк ВТБ дал денег на покупку оборудования, переоснащение студии, ремонты и съёмки фильмов.

Тогда же и пришел Председателем Федор Бондарчук.

Период правления Пичугина запомнился продажей земельного участка «Ленфильма» в Александровском парке и строительством там ТЦ «Великан-Парк». В то же время удивительным образом данный объект около метро «Горьковская» стал принадлежать Пичугину (отлично, не правда ли?). Также в этот период на «Ленфильме» проходили помпезные вечеринки с участием кураторов силовых структур и администрации города, в том числе и губернатора Полтавченко.

В 2020 году Пичугин не смог справиться с амбициями и был снят с должности. С учётом своих связей он смог избежать преследований и оставил мину замедленного действия в виде договора на поставку оборудования, по которому «Ленфильм» должен был выплатить сумму более 100 млн.

В 2020 году на пост директора на восемь месяцев пришла Инесса Юрченко, продюсер «Трикс Медиа». Она запомнилась тем, что пыталась возбудить уголовные дела на всех, в том числе на Пичугина и Бондарчука, раскрасила фасады разрушающихся зданий картинками и максимально использовала студию в своих личных целях, за что и была уволена, даже не сменив приставку ВРИО.

В 2020 году на пост генерального директора пришёл Фёдор Щербаков, до этого — руководитель медиаагентства в Москве. Его руководство запомнилось сдачей павильонов, а также ремонтом фасадов, помещений и запуском звукового оборудования. При этом 90% помещений «Ленфильма» использовались как склады реквизита, который за 30 лет утратил свою актуальность.

В ноябре 2023 года Щербаков был объявлен в федеральный розыск по делам, не связанным с «Ленфильмом».

С ноября 2023 года студией стал управлять советник Щербакова и впоследствии генеральный директор Эдуард Суворов — первый директор с профильным образованием ГИТИС, реально разбирающийся в кинопроизводстве. До декабря 2024 года у студии была уверенность, что стратегия развития киностудии будет доведена до логического конца. Однако неожиданно проявились кураторы ФСБ, которые имели тесные связи с Эдуардом Пичугиным. Киностудия проигрывает необязательный суд компании, близкой Пичугину, на сумму с учётом процентов около 130 млн рублей, хотя защита имущества государства, коим является АО «Ленфильм», — прямая обязанность кураторов. Суворов в течение года смог запустить и реализовать проекты, которые начинались ещё в 2022 и 2023 годах, поднять ставку арендной платы и сформировать стратегию выхода из долгов до конца 2025 года путём не очередной продажи имущества, а за счёт повышения эффективности управления услугами и недвижимостью.

Это не входило в планы кураторов, и в этот момент на сцену появились настоящие интересанты, которым на руку банкротство и ликвидация киностудии.

В ноябре Ольга Любимова, министр культуры, безосновательно разрывает контракт Суворова, который был подписан в августе 2024 года на три года, и назначает на шесть месяцев никому неизвестную сотрудницу «Ленфильма» Надежду Андрющенко, которую в мае 2024 года навязали Суворову кураторы как специалиста. Изучив биографию Андрющенко, можно сделать вывод, что это руководитель похоронной команды «Ленфильма»: отсутствие образования, управленческого опыта и опыта работы с 2014 года (нигде официально не работала). Числится учредителем ресторана в Московской области с официальной выручкой 5 млн рублей. А с 1999 до 2014 гг. место работы — это офис Сбербанка в городе Темрюк Краснодарского края.

Кадровая политика руководства явилась по меньшей мере странной, зато подходящей для банкротства компании: в киностудии сейчас работают ювелиры, ликвидаторы компаний, отставные военные, охотники, а людей, имеющих хоть какой-то опыт управления коллективами или сложными объектами, просто нет.

Ольга Любимова, мы уверены, просто не знала такого о кандидате и его опыте. Так кто же стоит за этим назначением? А ларчик открывается просто: кураторы питерского управления ФСБ и председатель Комитета по культуре СПб Фёдор Болтин.

План был волшебный: Росимущество передаёт «Ленфильм» на баланс Санкт-Петербурга, город берёт на себя управление. Оставшееся имущество распродаётся по частям. Город финансирует содержание «Ленфильма».

Но планы рухнули в декабре 2024 года: сразу же после назначения Андрющенко Беглов отказал в поддержке идеи перехода «Ленфильма» на баланс города (250 млн долгов только по судам), и 200 млн ежегодного содержания студии городу сейчас не потянуть.

Фонд кино отказал в выделении 430 млн на съёмки фильма «Одна за всех».

Имущество «Ленфильма» оказалось под арестом судебных приставов. А чтобы что-то продать, нужна оценка, решение Росимущества, да и торги официально организовать, а не продать с дисконтом, не удастся, как этого хотели новый директор и кураторы.

После этих движений в декабре Фёдор Бондарчук ушёл с поста председателя совета директоров «Ленфильма»; с ним, кстати, никто не согласовал новую кандидатуру директора. Следом студию покинули самые крупные звуковики — компания «Флайсаунд». Крупные компании-кинопроизводители не хотят работать с «Ленфильмом» из-за непрозрачной структуры управления.

Вскоре совет директоров покинул Алексей Герман-младший, а также Гориславский — генеральный директор ИРИ, у которого «Ленфильм» взял 100 млн в 2022 году на три года, но к съёмкам так и не приступил. До конца 2025 года деньги надо вернуть либо сдать кино.

Обновлённый совет директоров «Ленфильма» состоит из пяти человек, а не девяти, как это было ранее. Теперь туда входят директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Дмитрий Давиденко, а также четыре представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, то есть начальник Управления отраслевых организаций и зарубежной собственности Андрей Вершинин и три его заместителя: Юлия Кокорева, Роман Куценко и Эдуард Оразов.

Сценарист и режиссёр Александр Сокуров так прокомментировал ситуацию: «Теперь на студии всё решает ФСБ, и творчеству нет места — будут строить патриотический центр».

Владимир Бортко также отметил: «Невменяемая директор с непонятными целями». После ухода Бондарчука Бортко заявил о готовности возглавить совет директоров «Ленфильма»: «Если я её возглавлю, то прекрасная судьба будет, если нет, то не знаю», — подытожил артист, который за последние годы запомнился только своим участием в выборах губернатора Санкт-Петербурга.

Министру культуры, вероятно, всё это давно доложили. И она это всё согласовала?

Ранее Союз кинематографистов Санкт-Петербурга, практически не имеющий веса в киноотрасли, выступил с призывом к главе правительства Михаилу Мишустину и губернатору Александру Беглову рассмотреть вопрос о передаче киностудии «Ленфильм» в ведение Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Последние годы петербургские кинематографисты (в широком смысле, а не только те, которые входят в союз) не были в восторге от кандидатур, которые Министерство культуры РФ курировало в руководство «Ленфильма».

С учётом ухода Бондарчука появилась информация о возможном банкротстве «Ленфильма».