В своё время покупка стратегического концерна «Калашников» бывшим госслужащим Аланом Лушниковым не вызвала у контролирующих органов никаких вопросов. И это неудивительно. По данным «Преступной России», Лушников — лишь номинал сделки, бенефициаром которой является его старший товарищ и работодатель Геннадий Тимченко.
Алан Лушников — совладелец концерна «Калашников» (25 % принадлежат «Ростеху»), хороший знакомый и профессиональный лоббист интересов мультимиллиардера и давнего приятеля Путина Геннадия Тимченко. С 2001 по 2006 год Лушников последовательно работал в железнодорожных активах Тимченко: ООО «Кинэкс-Холдинг», ООО «Линк-Ойл СПб» и ООО «Трансойл».
В 2006 году 30-летний Лушников ушёл с должности главного юрисконсульта «Трансойла» на госслужбу, куда его пригласил глава Росжелдора Игорь Ромашов.
Ромашов — давний соратник Геннадия Тимченко: в 2000 году он пришёл работать в компанию «Линк-Ойл-СПб». Позже на базе части вагонов «Линк-Ойла» Тимченко основал «Трансойл». С 2011 года Ромашов сидит в кресле председателя правления «Трансойла».
«Трансойл» — крупнейший частный железнодорожный перевозчик нефти и нефтепродуктов, 80 % которого принадлежит Геннадию Тимченко, 13 % — Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову.
Чиновничья карьера Алана Лушникова длилась 12 лет. С 2006 года он занимал государственные должности в структурах Минтранса (замрук Росжелдора), самом Министерстве транспорта (помощник Игоря Левитина), затем в Правительстве РФ (помощник вице-премьера Аркадия Дворковича) и снова в Минтрансе России (заместитель министра транспорта).
В министерстве и кабмине Лушников плотно работал с железнодорожной отраслью, инициировал ряд реформ по реструктуризации рынка перевозок, за которыми неприкрыто торчали уши «Трансойла» Геннадия Тимченко. Дороги, авиация, речной транспорт — всё уходило на второй план. В 2018 году Лушников покинул Минтранс. Его отставки с должности заместителя добился министр транспорта Евгений Дитрих, представлявший интересы братьев Ротенбергов. Лушников был выбит из транспортной отрасли, но не покинул орбиту интересов Геннадия Тимченко. За 18 лет преданной службы он доказал свою полезность и необходимость.
В 2019 году Лушников вместе с Тимуром Гареевым, военным полковником, учредил ООО «УК “Перспектива”». Компания занимается управлением активами в оборонно-промышленном комплексе. Так Геннадий Тимченко перепрофилировал своего доверенного человека с транспорта на оборонку и приступил к подготовке сделки по приобретению системообразующей структуры стрелкового сектора оборонно-промышленного комплекса страны — концерна «Калашников». И никаких препятствий и трудностей для этого быть не могло: все причастные и владельцы концерна хорошо и много лет знают друг друга.
Так, бывший владелец «Калашникова» Алексей Криворучко занимает пост замминистра обороны при Сергее Шойгу, а при Андрее Белоусове — первый замминистра обороны. Криворучко вместе с партнёрами Тимченко по «Трансойлу» — Бокаревым и Махмудовым — до 2017 года владели долей в «Калашникове».
Сергей Шойгу давно и крепко дружит семьями с Геннадием Тимченко: имеют совместный бизнес, вместе гоняют шайбу. В «Ростехе», совладельце «Калашникова», хорошо знают, кто такой Алан Лушников и почему он приобрёл долю в компании.
Трудно представить, что стратегическое предприятие стрелкового сектора ОПК, находящееся в сфере интересов Минобороны, могло бы оказаться в собственности каких-нибудь сторонних, неклановых долларовых миллиардеров — например, Сергея Галицкого («Пятёрочка») или Татьяны Бакальчук («Вайлдберриз»).
Но пазл складывается, когда собственником концерна становится 44-летний Алан Лушников — в прошлом главный юрист «Трансойла» Геннадия Тимченко и высокопоставленный госслужащий.
«Совпадение? Не думаю».
Для чего Тимченко приобрёл убыточный «Калашников»? Всё просто: в 2020 году началось масштабное перевооружение российской армии в рамках гособоронзаказа. «Калаши» меняют на новые АК-12 и АК-15.
МВД меняет не только автоматы, но и устаревшие ПМ — на пистолет Лебедева (ПЛК, производит «Калашников»). Концерн получит заказы на миллионы единиц стрелкового оружия.
А после начала войны поток оборонных денег стал просто огромным.
Интересно, что «Калашников» — единственное в РФ предприятие, которое и производит, и дроны для армии. 12 млн долларов за «Калашников» — сумма смешная, особенно для Тимченко.