В российско-американских переговорах о мире на Украине видную роль играет глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
А ведь помнится, всего ничего назад многие удивлялись: как это Кирилл Дмитриев, который работал в Киеве, в фонде Виктора Пинчука (это зять второго президента Украины), вдруг стал приближённым к Путину? А всё просто: женился на Наталье Поповой, лучшей подруге Катерины Тихоновой, младшей дочери Путина. И вот тебе, пожалуйста, дорога и в большой бизнес, и в политику. Катерина Тихонова активно помогала своей подруге Наталье Поповой и её мужу Кириллу Дмитриеву. Один источник рассказал «Преступной России», что Катерина Тихонова представила Кирилла Дмитриева Путину. Дмитриев очаровал президента своей речью, напором, умением говорить о крупных планах и только о проектах на миллиарды долларов. Главное — говорил лишь о хороших перспективах, избегая проблем, а Путин это любит.
Так обычный консультант Кирилл Дмитриев получил доступ к Путину и стал встречаться с ним несколько раз в год — в отличие от прочих чиновников. Дмитриев был директором Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), тогда ещё подразделения банка ВЭБ. Но, обросшись связями, вывел РФПИ из-под ВЭБа, сделав его независимым. В РФПИ вложили 10 миллиардов долларов из Фонда национального благосостояния, дав Кириллу возможность развернуться. Но кто реально владеет РФПИ, неизвестно.
Не забыла Тихонова и о подруге Поповой. Наталья, раньше внештатный корреспондент «Комсомольской правды», стала замом у Катерины Тихоновой в компании «Иннопрактика», вошла в советы директоров множества организаций, ведёт телепередачи. В 2019-м специально для неё сделали должность омбудсмена по защите хайтек-компаний.
Получив доступ к Путину, Дмитриев начал активно действовать, подменяя собой МИД и Администрацию президента. Сначала он общался через помощника президента Сергея Иванова и главу Администрации президента Антона Вайно. Потом уже начал отдавать указания от имени Путина и докладывал наверх сильно преувеличенные сведения о своих успехах и достижениях РФПИ. Например, ссылаясь на поручения президента, он связался с руководителями стран Персидского залива, заключил с крупными фондами соглашения, по которым они могли работать только с РФПИ и не имели права контактировать с другими российскими компаниями без личного разрешения Дмитриева. Фактически Дмитриев поставил себя выше всех в России. Бизнесмены говорят, что через него можно решить что угодно, но встретиться с ним почти нереально, поэтому вопросы решают через его жену или Катерину Тихонову. Кирилл любит покрасоваться, удивить своими связями, упомянуть важные имена и показать своё превосходство, вываливая на собеседника кучу информации и цифр.
Особенно хорошие отношения у Кирилла сложились с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Салманом аль Саудом. Они постоянно общаются, и Дмитриев решает через него многие вопросы.
В 2017 году Дмитриев пытался наладить контакты с окружением Трампа, из-за чего разгорелся скандал. В январе 2017-го наследный принц Абу-Даби Мухаммед бин Зайед аль Нахайян, который руководит инвестиционным фондом Абу-Даби «Мубадала» (партнёром РФПИ), организовал встречу Дмитриева на Сейшелах с Эриком Принсом, основателем частной военной компании «Блэквотерс» и спонсором предвыборной кампании Трампа. Тогда же, в январе 2017-го, Дмитриев встречался в Давосе с советником Трампа Энтони Скарамуччи, но летом 2017-го эта встреча стала поводом для расследования Сената США о вмешательстве в американские выборы.
Есть информация, что тогда же, в 2017-м, Кириллу удалось увидеться и с зятем Трампа Джаредом Кушнером.
В последние годы (до пандемии и начала СВО), когда организовывались визиты Путина, РФПИ рассылал компаниям письма, в которых требовал включить в соглашения третью сторону — РФПИ. Только тогда, мол, соглашения точно будут подписаны в присутствии президента. Например, во время визита Путина в Японию в декабре 2016-го были подписаны только те соглашения, которые одобрил Дмитриев и куда включили РФПИ. Так Дмитриев показал лидерам обеих стран, что все проекты сотрудничества идут только через РФПИ. Говорят, что Дмитриев лично вычеркнул из списка соглашений «Газпром» и его главу, бывшего премьер-министра Виктора Зубкова. Просто «Газпром» не захотел включать РФПИ и платить за посредничество. Эта история шокировала Администрацию президента, но там оказались бессильны, ведь они не дружат с семьёй Путина. За посредничество РФПИ берёт в среднем 20% и становится участником проектов, к которым часто не имеет отношения. Но Путину Дмитриев докладывает, что лично он и РФПИ реализовали сотни проектов от Балтики до Тихого океана.
В общем, звезда Дмитриева взошла. Его цель, как он сам говорит, используя прямой выход на Путина, — заработать миллиарды и попасть в российский список Forbes.