Звездопад. В чем провинились генералы?
Звездопад. В чем провинились генералы?
«Семейный клан» Шойгу продолжает нести потери

На фоне серии громких уголовных дел о коррупции и хищениях в структурах Минобороны сразу несколько смертей людей из руководства военного ведомства стали восприниматься как часть одной картины — прежде всего из-за совпадения с расследованиями и скудности официальных объяснений. Источник «Преступной России» в ДВКР ФСБ считает, что смерти вокруг оборонного ведомства связаны с возможными подозрениями в адрес бывшего замминистра Тимура Иванова в госизмене и умышленном срыве СВО.

25 декабря 2025 года эта линия «внезапных» смертей получила новое продолжение: экс-замминистра обороны генерал-полковник Юрий Садовенко умер в Москве в возрасте 56 лет — об этом сообщили СМИ со ссылкой на близких генерала. По официальной версии, он скончался из-за болезни сердца.

Садовенко считался одним из самых близких соратников Сергея Шойгу. В личных беседах Садовенко называл Шойгу вторым отцом и главным наставником. В 2002 году Садовенко стал помощником Шойгу в период, когда тот возглавлял МЧС. Когда Шойгу стал губернатором Московской области (с мая по ноябрь 2012 года), Садовенко руководил его аппаратом. В начале 2013-го, примерно через два месяца после назначения Шойгу министром, Садовенко пришёл в Минобороны. 

Садовенко какое-то время жил с телеведущей Марией Китаевой, которая параллельно являлась советницей Сергея Шойгу. У Китаевой и Садовенко совпадали многие ключевые данные в декларациях за период с 2014 по 2018 годы. В 2016 и 2018 годах она сообщала в соцсетях о рождении дочери и сына, которые, судя по фото и подписям к ним, имели отчества «Юрьевна» и «Юрьевич».

Китаева и Садовенко познакомились, когда она была журналисткой и брала интервью у Шойгу. В 2010 году именно Китаева была той самой корреспонденткой ВГТРК, которая сопровождала Владимира Путина в поездке на «Ладе Калине», а спустя несколько месяцев стала одной из ведущих «прямой линии» с президентом. Карьера Китаевой началась как советника по информационному сопровождению в период губернаторства Шойгу в Московской области, а затем — уже в Минобороны после его назначения министром в ноябре 2012 года.

В 2014 году указом президента Марии Китаевой был присвоен чин действительного государственного советника РФ 3 класса, который по табели о рангах приравнивается к званию генерал-майора; на тот момент ей было около 30 лет.

В мае 2024 года на волне коррупционных скандалов в Минобороны президент России Владимир Путин подписал указ об освобождении Садовенко от должности. На его место был назначен аудитор Счётной палаты Олег Савельев.

Отправной точкой нынешней волны уголовных дел стало дело бывшего замминистра обороны Тимура Иванова: Следственный комитет сообщил о его задержании 23 апреля 2024 года по подозрению в получении взятки в особо крупном размере, а суд на следующий день избрал меру пресечения в виде ареста. Иванов свою вину не признал. 25 апреля 2024 года суд наложил арест на все активы и счета, зарегистрированные на самого Иванова и его родственников.

Вторым арестованным стал глава компании «Волжский берег» Сергей Бородин, который находился «в дружеских связях с заместителем министра обороны» и «курировал вопросы строительства и капитального ремонта объектов министерства обороны». Возглавляемая Бородиным компания строила Иванову поместье в Тверской области. 25 апреля 2024 года был арестован соучредитель компании-подрядчика Минобороны «Олимпситистрой» Александр Фомин, который был с Ивановым в доверительных отношениях. Фомин перед арестом отказался от сделки со следствием.

По данным «Важных историй», настоящей причиной ареста Иванова являлось подозрение в не только в коррупции но в государственной измене. По данным издания, у Следственного комитета много лет пылились материалы, которые касались деятельности Иванова в качестве руководителя «Оборонстроя». Однако реализовать эти материалы тогда не разрешили: за Иванова заступился Шойгу.

«Он лично звонил Юрьеву (руководителю Департамента военной контрразведки ФСБ) и матом крыл за то, что ФСБ работает по его близкому», — рассказывал «Важным историям» следователь СК.

По словам собеседников «Важных историй», ДВКР занимался оперативным сопровождением дела против Иванова. По их словам: «Сейчас решают, что с ним делать: либо будут сажать по взятке и “добивать” на зоне, либо переквалифицировать обвинение на госизмену».

Эту информацию подтверждает и источник «Преступной России» в ДВКР ФСБ: по его словам, претензии к Иванову в большей степени касаются подтвердившихся фактов государственной измены, нежели коррупционных эпизодов. Действия Иванова компрометируют и близкого к Путину Шойгу, поэтому было принято решение ограничиться коррупционным характером дела и не выносить основные претензии в публичную плоскость. По мнению собеседника, причиной, подтолкнувшей Иванова к госизмене, могла стать его запутанная личная жизнь.

В апреле 2024 года СМИ писали, что у бывшей жены Иванова Светланы Захаровой (в ряде публикаций также фигурирует фамилия Маниович) есть дети от предыдущего брака, проживающие за рубежом, и что падчерица Иванова Александра якобы имеет израильское и французское гражданство и после начала СВО публично выступала с критическими высказываниями из Парижа, а сын Марк уехал за границу незадолго до объявления мобилизации осенью 2022 года. Сам развод Иванова и Захаровой был оформлен в 2022-м и мог быть формальностью для сохранения имущества Иванова в Европе. Из заявления Захаровой в суде следует, что они действительно развелись в 2022-м.

Последней избранницей арестованного Тимура Иванова стала всё та же Мария Китаева. По распространённой версии, после развода Иванова с Захаровой в 2022 году — уже после начала СВО — в его окружении появилась Китаева.

Привлекает внимание образ жизни Китаевой после начала отношений с Ивановым, подробно реконструированный по её соцсетям, утечкам авиабилетов и публикациям компроматных ресурсов: регулярные поездки в Италию (Форте-дей-Марми), Францию, Австрию, Великобританию и ОАЭ, отдых в Куршевеле и Дубае, длительное проживание в люксовых отелях, аренда вилл стоимостью десятки тысяч евро в месяц, а также дорогие аксессуары — часы Breguet и Rolex.

Именно после разрыва Китаевой с Садовенко Иванов стал её новым партнёром, что подтверждалось совместными фотографиями с курортов, вечеринок и частных мероприятий, где Иванов присутствовал уже в статусе замминистра обороны.

В конце февраля 2022 года, после начала СВО, Китаева находилась с детьми в Лондоне и посещала культурные мероприятия, что резко контрастировало с публичной риторикой оборонного ведомства. Формально источником её благосостояния назывался семейный капитал: брат Марии, Денис Китаев, — девелопер элитной недвижимости в Москве, а их мать Нина Китаева долгие годы занимала ключевые позиции в строительном комплексе столицы при Владимире Ресине.

Журналисты оценивали совокупный объём недвижимости семьи Китаевых в Москве примерно в 2 млрд рублей, включая объекты на Арбате, в Хамовниках, Самотёчном переулке и на Плющихе.

7 августа 2024 года, когда Мосгорсуд рассматривал жалобу защиты на продление ареста Иванову, Китаева пришла на заседание. Она отказалась общаться с журналистами и пыталась оспорить конфискацию по делу, подав жалобу на часть приговора, касающуюся обращённых в доход государства денег, изъятых при обыске в квартире на улице Бурденко. Защита указывала, что квартира принадлежит матери Китаевой и Иванов там фактически не жил, однако суд жалобу не принял. 

В декабре 2025 года Китаева уже выступала в Пресненском суде по гражданскому иску Генпрокуратуры об изъятии активов: РБК передавал её реплику о том, что по «второму уголовному делу» в отношении Иванова ещё нет решения, и потому она не понимает, на каких основаниях надзорное ведомство просит обратить активы в доход государства. Она заявляла, что часть драгоценностей, которые просят изъять, была подарена ей первым мужем до знакомства с Ивановым. Китаева была и среди ответчиков по иску Генпрокуратуры наряду с самим Ивановым, его бывшей супругой и рядом близких лиц.

1 июля 2025 года Московский городской суд приговорил Тимура Иванова к 13 годам колонии общего режима и штрафу в размере 100 млн рублей. Кроме того, суд лишил Иванова права занимать административные должности сроком на четыре года. Мосгорсуд обратил в доход государства все арестованные ранее активы Иванова и членов его семьи.

8 июля 2024 года, спустя примерно десять недель после задержания Тимура Иванова, умер Магомед Гасанович Хандаев — начальник Управления государственной экспертизы Минобороны. Хандаев умер на 62-м году жизни, его похороны прошли в селе Гента Шамильского района Дагестана.

До назначения Хандаев был гендиректором Главного управления специального строительства и Управления заказчика капитального строительства Минобороны. ФАУ «Главгосэкспертиза России» опубликовала некролог 9 июля 2024 года, где подчеркнула, что большая часть карьеры Хандаева была связана с промышленным и гражданским строительством, отдельно выделив эпизод 2012–2013 годов, когда он работал вице-президентом госкорпорации «Олимпстрой» в период возведения объектов олимпийского Сочи.

С 2016 по 2017 год Хандаев был заместителем командующего войсками Южного военного округа по строительству и расквартированию войск, с 2018 по 2022 год — гендиректором Управления заказчика капитального строительства Минобороны, с июня 2022 года — гендиректором Главного управления специального строительства, а затем, с июня 2023-го, начальником Управления государственной экспертизы Минобороны. Хандаев находился в прямом подчинении у Тимура Иванова.

8 июля 2024 года в Москве, в СИЗО № 4 «Медведь», на 52-м году жизни умер предприниматель Игорь Котельников. О его смерти первой сообщила член президентского СПЧ Ева Меркачёва: по её словам, Котельников умер в «Медведе», а причиной была остановка сердца; ему стало плохо в карцере, расположенном в корпусе № 5.

По утверждениям ряда СМИ, на Котельникова оказывали давление с целью добиться показаний на Тимура Иванова и других должностных лиц Минобороны. После отказа Котельникова отправили в карцер, где, по утверждениям авторов, температура превышала 40 °C, что и привело к смерти.

31 июля 2024 года РБК уточнил процессуальный статус Котельникова уже после его смерти: он фигурировал как обвиняемый в уголовном деле в отношении бывшего замминистра обороны Дмитрия Булгакова; ему были предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершённые группой лиц, в особо крупном размере). Котельников был задержан в июне 2024 года и, несмотря на смерть, продолжал упоминаться в материалах расследования как участник эпизодов, которые следствие относит к хозяйственно-финансовому контуру оборонного ведомства.

На фоне предположений, что «разработка» и сбор материалов по коррупционным эпизодам в военном строительном и финансовом контуре могли начаться задолго до задержания Тимура Иванова, подозрительно выглядит смерть Марины Янкиной — начальницы управления финансового обеспечения Минобороны по Западному военному округу. Утром 15 февраля 2023 года её тело обнаружили у дома № 31 на Замшиной улице в Калининском районе Санкт-Петербурга ей было 58 лет. Факт гибели подтверждали в пресс-службе Западного военного округа, ограничиваясь констатацией, что женщина была сотрудницей ведомства, и не комментируя обстоятельства дела.

Похоже, что клан Шойгу, переплетённый сложными семейными связями, действительно попал в опалу из-за какого-то серьёзного упущения, на которое не смогли закрыть глаза даже с учётом его близости к Владимиру Путину. Но поскольку ситуация «в верхах» достаточно нервозная, было принято решение не придавать публичности всем обстоятельствам реальной картины. Возможно, вся эта череда смертей — реализация «мягкой посадки» дискредитировавшей себя группы военачальников без громкого скандала, и, чтобы всё прошло гладко, кто-то просто убирает ненужные фигурки с доски. Вопрос в том, чем это закончится для патриарха клана — Сергея Шойгу.

Читайте также
Нет результатов
Есть данные, которые важно узнать миру? — Поделитесь ими!Загрузите материалы — наша команда проверит их и подтвердит факты