Как выяснила «Преступная Россия», бизнес-партнёром двух советников главы «Росатома» в ряде компаний был Алексей Широков, задержанный испанской полицией в 2020 году. Местная пресса называла его «русским адвокатом и мафиози, ответственным за отмывание денег мафии». Ещё интереснее, что подручные Широкова в Испании оказались уроженцами Нижнего Новгорода — родины куратора «Росатома», замглавы администрации президента РФ Сергея Кириенко.
Всего по обвинению в отмывании денег «русской мафии» в конце 2020 года Испания задержала 23 человека, а в ходе обысков изъяла оружие, деньги, драгоценности, арестовала криптовалютные кошельки и 16 машин класса «люкс». Преступники отмывали деньги через недвижимость, ночные клубы и рестораны. Руководил группировкой, по данным полиции, Алексей Широков — адвокат и бизнесмен, которому принадлежало несколько фирм в Испании, в том числе занимающаяся недвижимостью MIKHAND IBERIA GROUP SL. Соучредителями этой компании были два советника гендиректора «Росатома» — Михаил Ухов и Андрей Черемисинов (внезапно скончался в октябре 2024 года). Ухов до сих пор является её директором. В России у Ухова также остался действующий бизнес — фирма «Ортус», и, конечно, прописана она в Нижегородской области. Там же у советника главы «Росатома» были также строительные компании ООО «СЗ Гребешок» и ООО «Кельма».
Кроме того, Ухов и Черемисинов до 2018 года открыто вели гостиничный бизнес в Чехии, а затем переписали фирму Sweeten Friends s.r.o. (ранее — Arcanarus s.r.o.) на жену Ухова Юлию Новак. Примерно до 2020 года Ухов регулярно появлялся в СМИ в качестве советника гендиректора «Росатома», однако после задержания в Испании старого бизнес-партнёра пропал. Сейчас оба супруга живут в Чехии.
«Бизнесом на стороне» занимаются не только советники главы госкорпорации — её топ-менеджеры выстраивают целые схемы получения откатов и взяток, которые надёжно работают десятилетиями, — а вырученные средства прячут за границей. Так, весной этого года директору по капвложениям, госстройнадзору и госэкспертизе «Росатома» Геннадию Сахарову за коррупцию дали 12 лет колонии строгого режима и штраф в 228 млн рублей. Вряд ли Сахаров отбудет его до конца: в суде он прикрыл старших товарищей, которые должны приглушить резонанс и посодействовать сокращению срока. В атомную отрасль Сахаров пришёл после отставки с военной службы (ПВО), у него звание подполковника.
Схема взяток у Сахарова была продуманной и рассчитанной на долгие годы. Чтобы получать деньги от директора АО «Институт „Оргэнергострой“» Элгуджи Кокосадзе за заключение договоров подряда по проектам «Росатома», Сахаров устроил его помощником подругу своей жены Юлию Пермякову. Оклад ей установили в 700 тыс. рублей в месяц. Зарплатную карту Юлия отдала жене Сахарова — Дарье, а от неё получала по 10 тыс. рублей в месяц. В целом, только по данным следствия, Сахаровы получили около 32,5 млн рублей.
Цимес ситуации в том, что «Оргэнергострой» тоже входит в структуру «Росатома» — через «Атомтехэкспорт», руководил которым до 2019 года Валерий Лимаренко (ныне губернатор Сахалина). Институт работал более чем над 1000 объектов энергетики, причём треть из них находится за рубежом: АЭС «Пакш II» в Венгрии, АЭС «Эль-Дабаа» в Египте, «Аккую» в Турции, АЭС «Ханхикиви» в Финляндии, АЭС «Куданкулам» в Индии и др. То есть простор для перекладывания государственных денег в собственные карманы — колоссальный.
Такую же схему Сахаров и его начальство провернули с ООО «Интэнс инжиниринг» Андрея Романовского. Туда была трудоустроена знакомая и землячка жены Сахарова — Ольга Дубинина. Взятки шли также от группы компаний «Фесма», которая получила больше 10 млрд рублей на контрактах с «Атомэнергопромом»; деньги Сахаровой передавал совладелец фирмы Рустам Рустамбеков (он бежал и объявлен в розыск).
Кстати, должность директора по капвложениям в ГК «Росатом» Сахаров занял при Сергее Кириенко в 2010 году. В 2012 году его поставили курировать Отраслевой центр капитального строительства «Росатома» — он отвечал за строительные проекты всей госкорпорации, в том числе за рубежом.
Ещё в начале-середине нулевых, во время его работы на Калининской атомной электростанции в Удомле в должности начальника управления капстроительства, там вспыхнул скандал с подменой деталей: когда на строящемся третьем энергоблоке станции внезапно вышел из строя водяной насос (сотрудники забыли про смазочное масло), его заменили на новый только на бумаге. В реальности же сняли старый, прокатили его по территории и поставили обратно — об этом рассказывали очевидцы. Таких историй вокруг строек «Росатома» немало, поскольку эта сфера фактически контролируется самой же госкорпорацией, а там, как уже понятно, рука руку моет.
На сэкономленные на насосе Калининской АЭС, заработанные «тяжким трудом», деньги Сахаров зарегистрировал в Болгарии в 2010 году компанию BALKANSKAYA KOLLEKCIYA Ltd. Несколько раз он переписывал фирму на сестру и других родственниц, а пару недель назад BALKANSKAYA KOLLEKCIYA вновь была записана на Дарью Сахарову. В числе директоров болгарской компании Сахарова были его старый деловой партнёр из Тверской области Валерий Борко, а также Михаил Сорокин — он руководил также компанией «БЪЛГАРИЯ АТОМ СТРОЙ ЕНЕРДЖИ», которая занимается строительством на объектах атомного энергокомплекса. Эта компания первое время работала под руководством местных строителей — братьев Дончевых, которые занимаются строительством частных резиденций и малоэтажных домов по всей Болгарии. Вероятно, именно у них Сахаров приобрёл собственную болгарскую недвижимость.
Сейчас директором болгарской компании выступает совладелец российской «Интэнс инжиниринг» Андрей Романовский, который отстёгивал деньги Сахарову. Именно российскому «Интэнс инжинирингу» принадлежит фирма «БЪЛГАРИЯ АТОМ СТРОЙ ЕНЕРДЖИ», а совладельцами являются Романовский и Ольга Дубинина — пермская подруга жены Геннадия Сахарова Дарьи Маркиной. Кроме того, у «Болгария Атом Строй Энерджи» есть филиал в Москве, директором которого является Валерий Борко. В Тверской области семейству Борко принадлежит строительная компания «Спецвысотэнергострой», у которой есть филиалы в разных регионах страны — в частности, в Курчатове Курской области и Волгодонске Ростовской области. Интересно, что работы фирмы Борко в Волгодонске были тесно связаны с ФГУП ОАО «НИАЭП» — именно у этой дочки «Росатома» суд в 2012 году запрашивал данные о доверенности, которую Борко выдавал директору своего филиала. Руководил «НИАЭП» тогда всё тот же Валерий Лимаренко.
И это только вершина айсберга: топ-менеджеры зарубежных компаний «Росатома» более изобретательны и использовали многочисленные фирмы-прокладки для того, чтобы прятать свои активы.
К примеру, куратор зарубежного блока «Росатома» Кирилл Комаров много лет назад обзавёлся виллой в Германии; начальник управления защиты активов госкорпорации (бывший глава УМВД Нижегородской области) Виктор Братанов — домом с бассейном в Болгарии; у заместителя главы «Росатома» по международной деятельности Николая Спасского припасены активы в Италии и т. д. Учитывая, что «Росатом» долгое время избегал санкций, они не особенно переживали о своих счетах, виллах и яхтах, однако и эти тихие гавани теперь превратились в зону повышенного риска.
