Правобережный районный суд Липецка 26 декабря вынес приговор бывшему начальнику департамента административной работы Минсельхоза России Олегу Донских: 13 лет лишения свободы в колонии общего режима. Суд признал его виновным в девяти эпизодах мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК) и в незаконном хранении огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222 УК).
По версии следствия и обвинения, в 2007–2009 годах Донских участвовал в схеме хищений денег, которые выделялись на агропроекты через «Росагролизинг» и «Россельхозбанк». Речь шла о финансировании строительства спиртзавода (в материалах суда — трёх спиртзаводов «Центральной водочной компании»), элеватора и молочной фермы: деньги выводились через подконтрольные структуры, а ущерб оценивался более чем в 2,5 млрд рублей. В тот период руководителем ОАО «Росагролизинг» была Елена Скрынник.
Эта история тянется больше десяти лет. Уголовные дела против фигурантов, как сообщалось, возбуждались МВД ещё в 2011–2012 годах. Двух предполагаемых соучастников — липецких предпринимателей Сергея Бурдовского и Игоря Коняхина — задержали раньше, в 2017 году их признали виновными и назначили 9 лет и 11 лет 6 месяцев лишения свободы соответственно. Когда им выносили приговор, Донских уже находился в розыске.
Сам Донских был задержан только 15 мая 2024 года в Истринском районе Московской области после многих лет розыска. Во время обыска у него нашли самодельный револьвер — это стало отдельным эпизодом по ст. 222 УК.
Судебное разбирательство по существу стартовало летом и завершилось к концу декабря. В прениях гособвинение просило 14 лет 6 месяцев лишения свободы (в колонии строгого режима), защита настаивала на оправдании либо прекращении дела по срокам давности. Донских вину не признал.
Донских попытался «выйти» из СИЗО через контракт на участие в СВО. Находясь под стражей, Донских ходатайствовал об отправке на «специальную военную операцию», но суду представили позицию, в соответствии с которой ему отказали на основании соответствующей рекомендации ФСБ.
С Донских и его сообщников взыскана сумма в пользу «Россельхозбанка» (760 289 000 рублей), а недвижимость в Липецкой области и в Подмосковье (в том числе в районе «Горки-2») оставлена под арестом.
Приговор Олегу Донских — это финал дела которое всё время шло рядом с историей «Росагролизинга» времён Елены Скрынник. Именно Скрынник, по версии источников «Преступной России», выстраивала коррупционную схему в «Росагролизинге», которым руководила с 2001 года, вплоть до перехода на должность министра сельского хозяйства в марте 2009 года.
В 2012 году Счётная палата констатировала «отсутствие в «Росагролизинге» данных и информации об общих объёмах закупленных и переданных в лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования и племенных животных», из-за чего «не представляется возможным оценить деятельность лизинговой компании в 2010 году». Скрынник заметила, что реестр техники существовал при её руководстве и был доступен онлайн.
После повышения Скрынник оставила «на хозяйстве» Донских, которого многие опрошенные «Преступной Россией» источники, работавшие в то время со Скрынник, считали её любовником.
Фактически Донских был номинальным руководителем. Источник «Преступной России» утверждает, что реальным бенефициаром схемы хищений была именно Елена Скрынник, а сама история с уголовным делом развивалась на фоне активной фазы конфликта главы ГУБЭПиПК Дениса Сугробова с ней.
Осенью 2012 года Скрынник уехала во Францию и не возвращалась в Россию, пока не получила гарантий безопасности. 2 декабря 2012 года она появилась в программе телеканала НТВ «Центральное телевидение», заявив, что, вопреки информации о её переезде, уезжала за границу ненадолго, после чего вернулась в Россию. В начале 2013 года её вызывали на допрос по делам, связанным с хищениями в «Росагролизинге».
По словам собеседника «Преступной России», бывший министр тогда «порешала» свои вопросы через обращение к Аркадию Ротенбергу, сразу несколько опрошенных респондентов, знакомых с положением дел в тот период, подтвердили это.
Задержание Донских может быть комбинацией ФСБ, задуманной как способ «поднять» дело Скрынник, а возможно — дойти и до конструкции с «патроном», который отмазал её от уголовной ответственности.
В феврале 2014 года, в предверии Олимпиады в Сочи, конфликт Сугробова и Ротенбергов уже был предметом достаточно острой дискуссии на уровне Путина в его сочинской резиденции, и тогда весы качнулись в сторону братьев. Сугробов и его покровители просто не успели «добежать до тела», а сам молодой генерал стал жертвой атаки «сечинского спецназа», но и Ротенбергам по результатам размена пришлось сдать, своего протеже, Главу следственного департамента МВД Юрия Алексеева. Теперь расклады, видимо, изменились.
Ну а Донских пострадал за любовь и, конечно, предпочёл повести себя как мужчина: взял вину на себя, стараясь огородить свою бывшую даму сердца, — но, видимо, это не взаимно…
