На заседании Останкинского суда Москвы прокурор заявил, что экс-председатель Совета судей РФ Виктор Момотов использовал статус судьи для прикрытия деятельности сети отелей Marton, где, по версии надзора, предоставлялись «почасовые номера, сауны и интим-услуги». При этом Генпрокуратура требует обратить в доход государства порядка 100 объектов на сумму около 9 млрд рублей сам Момотов причастность к бизнесу отрицает.
По версии надзорного ведомства, Момотов задействовал свое служебное положение, влияние и неприкосновенность для организации и прикрытия сети гостиниц Marton, в которых, как утвержают следователи, осуществлялись не только почасовая аренда и сауны, но и интим-услуги. В материалах дела фигурирует также масштабное дробление бизнеса и уклонение от уплаты налогов на сумму более 500 млн рублей.
Сторона обвинения полагает, что фактическое управление активами передавалось через доверенных лиц, включая близких Момотова, а формальный контроль сохранялся за ним. В иске Генпрокуратуры — почти сто объектов на всей территории страны (отели, земельные участки, хозяйственные строения и пр.).
Момотов отрицает участие в предпринимательской деятельности, утвержает, что никогда не «вёл бизнес» напрямую, и что его единственное участие заключалось в ранних инвестициях в недвижимость, которую позже передал или продал. По его словам, обвинения наносят удар по его репутации и состоянию здоровья. Момотов в суде заявил, что к отелям отношения не имеет: в 2007 году вложил 2 млн руб.в недостроенный объект, долю подарил матери, позже ее выкупил второй партнер и с 2018 года мать долей не владеет.
В материалах уголовно-гражданского спора так же всплывает фигура бывшего председателя Краснодарского краевого суда, Александра Чернова. Он занимал этот пост с 1994 по 2019 год. По версии Генеральной прокуратуры, Чернов, вопреки запретам антикоррупционного законодательства, приобретал активы, вкладывал доходы в недвижимость и бизнес, руководил компаниями, официально подконтрольными ему лицам, и не мог объяснить их происхождение исключительно законными доходами.
В августе 2025 года Красногорский городской суд удовлетворил иск прокуратуры: имущество Чернова и связанных с ним лиц, включающее десятки участков, объектов недвижимости, сельское хозяйство, предприятия, квартиры и коммерческие помещения, было обращено в доход государства. Сумма активов — порядка 13 млрд рублей. В общей сложности было изъято порядка 87 (разного рода недвижимость, участки, здания) плюс доли в компаниях, включая сельхозпредприятия и бизнес сферы питания. Параллельно с этим развивалось дело, о связи Чернова с Виктором Момотовым. Прокуратура считает, что Момотов имел деловые и финансовые связи с Черновым и активно прикрывал его преступную деятельность.
По версии надзорного ведомства, Момотов получал от представителей группировки «Покровские» земельные участки, где позднее строились гостиницы сети Marton, а активы оформлялись на подконтрольных ему лиц. Связь с группировкой «Покровские» придаёт скандалу оттенок не просто экономического правонарушения, но системного коррупционного сращивания бизнеса и судебно-административной власти.
Что касается текущего состояния судебного процесса: ходатайства защиты о закрытой части (или закрытии слушаний) отклонены — дело будет рассматриваться открыто. Иск подан 23 сентября 2025 года, рассмотрение началось 8 октября. В списке соответчиков — Андрей и Иван Марченко и юрлица сети. Сам владелец сети отелей Marton Андрей Марченко, который проходит по делу как фигурант, был арестован.
Напомним накануне своего утверждения в кресле председателя Верховного суда Игорь Краснов дал понять: пришло время «зачистки старой гвардии» в судебной системе. Иск против Виктор Момотов — не просто юридический шаг, а сигнал всему корпусу: прежние договорённости, “неформальные зоны влияния” и закрытые схемы — больше не будут считаться священными. Многие эксперты отмечают, что выбор момента подачи исковых требований, совпавший с процедурой утверждения Краснова, говорит о намерении именно новой команды изменить “правила игры” в судейском сообществе, сделать её более публичной, подотчётной и мобильно ротационной, а возможно и переподчинить себе основных игроков.