Тушинский суд Москвы завершил рассмотрение дела о мошенничестве с элитной недвижимостью в полутора километрах от Кремля — бизнес-центром «Поварская Плаза». Бывший деловой партнер находящегося в международном розыске украинского олигарха Игоря Коломойского признан виновным в хищении и легализации активов, но суд прекратил его уголовное преследование в связи со смертью.
Фигурант дела Дмитрий Рябоконь скончался в сентябре 2024 года. Суд постановил признать его виновным и одновременно прекратить дело, удовлетворив ходатайство прокуратуры. Второй обвиняемый — гендиректор ООО «Сити Холдинг» Игорь Дябденков — летом получил семь лет колонии.
История уходит к 2014 году, когда арест на здание бизнес-центра «Поварская Плаза» наложил Басманный суд. Тогда следователи из управления СКР, расследующего преступления, связанные с применением запрещённых методов ведения войны, работали по делу в отношении Игоря Коломойского и его партнёра Геннадия Боголюбова.
По версии следствия, 8 тыс. кв. м московской недвижимости приносили доход, который мог идти на финансирование запрещённых в России вооружённых формирований «Днепр» и «Айдар».
Изначально фигуранты громкого дела — учредитель компании ООО «Сити Холдинг» Дмитрий Рябоконь и её генеральный директор Игорь Дябденков — привлекли внимание следственных органов в рамках рутинной налоговой проверки. В 2018 году им вменили уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ).
По версии инспекции, за три финансовых года компания недоплатила в бюджет порядка 8 млн рублей. Однако после проведения экспертиз выяснилось, что эта сумма недостаточна для возбуждения уголовного дела: порог уголовной ответственности составляет 15 млн рублей. В результате в августе 2022 года следователь Следственного комитета прекратил производство за отсутствием состава преступления.
Но к этому моменту против предпринимателей уже начали готовить новое дело — на этот раз по куда более серьёзной статье: мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и легализация преступных доходов (п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ).
Отправной точкой нового расследования стало заявление Айказа Овасафяна, проживающего в Москве бизнесмена армянского происхождения, бенефициара холдинга Arch Limited, зарегистрированного на Багамских островах. Эта структура, как утверждал заявитель, ранее сотрудничала с группой компаний, аффилированных с украинскими олигархами Игорем Коломойским (входит в объединение, признанное экстремистским и запрещённое в РФ) и Геннадием Боголюбовым.
По словам Овасафяна, в сентябре 2015 года Коломойский, имея перед Arch Limited задолженность в размере $300 млн, передал в счёт её погашения кипрскую компанию Galermos Trading Ltd.. На тот момент, как утверждал заявитель, Galermos владела 75 % акций ЗАО «Элит-Холдинг», правопреемником которого впоследствии стало ООО «Сити Холдинг». Основным активом этой структуры являлся бизнес-центр «Поварская Плаза» — семиэтажный особняк площадью около 8 тыс. кв. м на Поварской ул., 10/1, менее чем в двух километрах от Кремля.
Когда Овасафян попытался оформить свои права на новый актив, выяснилось, что кипрский офшор Galermos не числится владельцем никаких акций «Элит-Холдинга». Все 100% бумаг, как следовало из реестра, находились в собственности Дмитрия Рябоконя, который, в свою очередь, являлся директором и фактическим распорядителем имущества компании.
Следствие установило, что Рябоконь якобы вступил в сговор с Игорем Дябденковым и «похитил» акции у Galermos, переписав их на себя и тем самым нанеся Овасафяну ущерб на сумму более 1,2 млрд рублей.
Сам Рябоконь настаивал, что с момента основания «Элит-Холдинга» в 2001 году был его единственным учредителем, а с Коломойским связывали его лишь «джентльменские договорённости». По его версии, доля в 25 % акций была временно оформлена на структуры Коломойского как обеспечение кредита, полученного им в московском филиале Приватбанка, но после погашения долга в 2008 году обязательства были аннулированы.
Следователи с этой версией не согласились. В материалах дела указано, что Рябоконь и Дябденков действовали «из корыстных побуждений», используя подконтрольные им компании для легализации похищенного имущества. Ущерб Овасафяну оценили в 1 млрд 200 млн рублей, а сделки — в фиктивные и направленные на «выведение актива из-под возможных претензий зарубежных структур».
Так налоговое недоразумение с несколькими миллионами рублей превратилось в громкое уголовное дело, стоимостью в миллиард, где переплелись интересы офшоров, бизнес-структур и фигур, находящихся в международном розыске.
Несмотря на возражения семьи, суд признал Рябоконя виновным и прекратил преследование из-за его смерти. Гражданский иск потерпевших к его наследникам может привести к очередному витку борьбы за контроль над бизнес-центром, арестованным ещё в 2014 году.
Сегодня в «Поварской Плазе» по-прежнему работают десятки арендаторов. Однако судебные решения вокруг здания, находящегося в одном километре от Кремля и Верховного суда, могут иметь не только имущественные, но и политические последствия.