Отмывание денег, Громкие дела
«Специалист по трем буквам» дошел до суда
Басманое правосудие подобралось к «королю госзаказов» в изгнании

В суд передано уголовное дело Бориса Ушеровича. Бывший совладелец группы компаний «1520» обвиняется в даче взятки в особо крупном размере — по версии следствия, свыше 1,4 млрд рублей были переданы бывшему полковнику МВД Дмитрию Захарченко для обеспечения «общего покровительства» в теневой схеме по похищению и отмыванию бюджетных средств.
Ушерович объявлен в международный розыск и, по данным СМИ, в настоящее время предпочитает проводить время с семьёй на яхте в Испании. Судить миллиардера Басманный суд будет заочно. Ранее за аналогичное преступление восемь лет получил его партнёр — Валерий Маркелов, который через несколько месяцев после вынесения приговора скончался от онкологического заболевания.

Однако эта новость — лишь вершина айсберга. Схемы, в которых участвовал Борис Ушерович, уходят корнями в середину 2000-х годов и связаны с деятельностью так называемого синдиката КУМ, возглавляемого в то время Борисом Ушеровичем, Валерием Маркеловым и Андреем Крапивиным.

По данным международных изданий, существовала фирма KUM LLC (название происходило от начальных букв фамилий основателей — Krapivin, Usherovich, Markelov). Она управляла структурой, известной в узких кругах как «Плотина» — площадкой из более чем 40 компаний, через которые проходили крупнейшие контракты РЖД.

Распределение ролей выглядело следующим образом:

  • Маркелов возглавлял «силовой блок» КУМа и отвечал за взаимодействие с силовыми структурами и государственными заказчиками;

  • Крапивин был связующим звеном с РЖД и близким другом Владимира Якунина, который в тот момент возглавлял госмонополию. Среди знакомых Андрея Крапивина также были один из лидеров Солнцевской преступной группировки Виктор Аверин и бизнесмен Искандер Махмудов. Крапивин долгие годы занимал пост советника главы РЖД Якунина;

  • Ушерович, по материалам расследований, курировал связи с криминальными структурами и контролировал зарубежные юрисдикции и офшорные потоки. В этом ему активно помогала супруга Елена Ушерович, известная как талантливый финансист.

Три ключевые фигуры — Борис Ушерович, Валерий Маркелов и Андрей Крапивин (отец Алексея Крапивина) — стали создателями группы компаний «1520», крупнейшего господрядчика в истории современной России.
После смерти Андрея Викторовича Крапивина в Швейцарии в апреле 2015 года его место в структуре КУМа занял сын — Алексей Крапивин, унаследовавший ключевые позиции в управлении ГК «1520».

Группа компаний «1520» — одна из самых заметных структур на российском рынке железнодорожного строительства и инфраструктурных проектов. По данным открытых источников, она является крупнейшим подрядчиком ОАО «Российские железные дороги» и неоднократно фигурировала в расследованиях о теневых схемах, связанных с госзаказом.
На 2018 год сумма подрядов РЖД, полученных «1520», оценивалась примерно в 218,2 млрд рублей.

Интригует тот факт, что, несмотря на объявление Бориса Ушеровича в международный розыск и возбуждение против него уголовного дела, структуры «1520» продолжают активно участвовать в распиле бюджетых средств. Иными словами, механизм, сформированный в начале 2000-х годов, остаётся работоспособным даже тогда, когда один из ключевых участников становится фигурантом уголовного дела.

Группа компаний «1520», как показали результаты международных антикоррупционных расследований, была причастна к теневым схемам по отмыванию и похищению бюджетных средств. Одной из ключевых методик был так называемый «пул» или «каскад пулов» (cascade of pools): подрядчик получал госконтракт, но значительная часть суммы уходила в «общий фонд откатов и крышевания», связанный с группой «1520» и синдикатом КУМ.

По свидетельствам источников международных расследовательских СМИ, компании-контрагенты РЖД (действующие в рамках синдиката КУМ) переводили полученные от госмонополии средства через банки-посредники, после чего часть денег уходила в офшоры, а выполнение работ оставалось формальным или намеренно саботировалось.

Предприниматель Виталий Гинзбург, подрядчик РЖД, рассказал The Insider, как создавалась структура «пулов»:

«Всё началось с того, что моя компания “Экономические системы” в 1999 году устанавливала системы безопасности и энергоснабжения в здании Министерства путей сообщения. Тогда откатов не просили. Но в 2000 году мы уже работали в вестибюле, и мне сказали: “Комиссия генподрядчика — 35 %”. Когда я отказался, мне предложили завысить смету. Потом предъявили нелепые претензии и вычли 35 % из гонорара. Я выиграл арбитраж. А в 2002 году появился Крапивин и потребовал вступить в ‘пул’ — платить отчисления нескольким бенефициарам».

Лица, внедрённые группой КУМ в РЖД, обеспечивали подписание документов без фактического выполнения работ и завышали сметы.
Герман Горбунцов, бывший банкир и один из свидетелей деятельности КУМа, в своих показаниях утверждает, что многократное «строительство» одного и того же объекта — обычная практика группы.

После начала уголовного преследования партнёров Бориса Ушеровича и Валерия Маркелова — вокруг «1520» начался заметный ажиотаж. В 2019 году «Ведомости» и Forbes писали о планах ВЭБ.РФ выкупить крупные доли в «Мостотресте» Аркадия Ротенберга и в «Группе компаний 1520», что трактовалось как укрупнение «инфраструктурного контура». Тогда основным бенефициаром «1520» назывался Алексей Крапивин — про Ушеровича и Маркелова все предпочли забыть.

В 2016 году дело полковника Дмитрия Захарченко, возглавлявшего управление «Т» ГУЭБиПК МВД России (отвечавшего за экономическую безопасность и борьбу с коррупцией в транспортной сфере), привело к началу масштабных проблем у Бориса Ушеровича и Валерия Маркелова.
Полковник был задержан сотрудниками ФСБ, а при обыске в его квартирах обнаружили около 9 млрд рублей наличными.

По версии следствия, именно через него проходила система покровительства крупнейшим господрядчикам. Следователи утверждают, что в 2007–2016 годах Захарченко получил взятки на сумму более 1,4 млрд рублей. Одним из таких подрядчиков была группа «1520», совладельцем которой был Валерий Маркелов.
В октябре 2018 года в Сочи Маркелов был арестован по обвинению в даче взятки Захарченко, связанной с контрактами РЖД через ГК «1520». Маркелов приехал в Сочи посмотреть выступление своего сына на автогонках. Тогда Борису Ушеровичу удалось скрыться на Кипре, а в последствие в Великобритании.

Следствие утверждает, что схема работала так: группа подрядчиков получала гигантские контракты от ОАО «Российские железные дороги», затем часть средств переводилась в офшоры, а в обмен на это Захарченко обеспечивал покровительство со стороны силовых и правоохранительных органов.
Маркелов, как следует из материалов уголовного дела, фигурировал в числе бенефициаров ГК «1520» в этих схемах — это и стало одной из отправных точек для его ареста и судебного преследования.

К 2022–2023 годам появился совместный холдинг «Нацпроектстрой» (НПС) — структура ВЭБа и группы Аркадия Ротенберга. Миноритарным партнёром (с долей 4 %) в нём стал совладелец «1520» Алексей Крапивин, а впоследствии именно группа «1520» выкупила 48-процентную долю ВЭБа.
По итогам сделки на конец 2023 года структурам «1520» принадлежит 52 % НПС, а 48 % — у стороны Ротенберга. Эти данные официально подтверждали РБК и РЖД. Связка «1520» — Ротенберг показывает фактическую консолидацию крупных инфраструктурных подрядов в одном контуре. СМИ предполагают, что за долей Крапивина в группе может стоять Игорь Ротенберг, однако документального подтверждения этой версии нет.

Одновременно телеграм-каналы ещё в 2018–2019 годах сообщали, что часть доли ГК «1520» могла перейти структурам Ротенбергов «на фоне дела Захарченко» и ареста Валерия Маркелова, однако эти сведения не подтверждались раскрытием конечных бенефициаров в открытых реестрах и оставались на уровне инсайдов.

Помимо Бориса Ушеровича, в розыске оказался ещё один активный участник КУМа — Юрий Ободовский, который на фоне преследования предпочел перебраться на Украину. Но всё это не помешало ГК «1520» в 2018 году возглавить рейтинг Forbes «Короли госзаказа» с объёмом подрядов более 218 млрд рублей.
Несмотря на уголовные дела и международный розыск, «1520» продолжает выигрывать тендеры РЖД. В последние годы группа получила контракт стоимостью 161 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба.

Представителем Ушеровича в России до последнего времени оставался его племянник Илья Плотица — соучредитель управляющей компании «Бамстроймеханизация» и московского «Центра развития систем связи» («ЦРСС»). Последняя, по данным расследований, поставляет электронное оборудование для железнодорожных подрядчиков, включая «1520», — в обход санкций, через Китай и Гонконг.

Факт остаётся фактом: несмотря на уголовное дело Захарченко, арест и смерть Маркелова и бегство Ушеровича за границу, ГК «1520» остаётся крупнейшим подрядчиком РЖД, а её бенефициары — одними из самых влиятельных участников инфраструктурного госзаказа России. Синдикат КУМ всё ещё жив.